9 марта украинцы и те, кому близка культура и история Украины, отметят 198-ю годовщину со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко, значение которого для украинского народа трудно переоценить. Отметят не только на родине поэта и мыслителя, но и во многих других странах мира. Среди них – и Литва, ставшая для Т.Шевченко ступенькой к его самореализации как творца.
Хотя Литву и Украину, к счастью, связывает не только шевченковская «ниточка», но и множество других «нитей» - исторических, культурных, экономических - нельзя сказать, что у нас, в Литве, интерес к Украине всегда большой. Согласитесь, что политическая составляющая в этом интересе сказывается ощутимо. Загорелись наши политики «любовью» к украинским политическим процессам, и Украины в литовском информационном пространстве – много. Поостыли политики – и Украины у нас стало меньше. А между тем речь идёт о стратегическом партнёре нашего государства! Чем же сегодня живёт Украина, насколько успешно развивается экономическое сотрудничество наших стран, от которого в немалой степени зависит и уровень жизни многих из нас? С этими и другими вопросами корреспондент «Обзора» обратился к Чрезвычайному и Полномочному Послу Украины в Литве Валерию ЖОВТЕНКО.
— Валерий Тимофеевич, если бы Вас попросили назвать наиболее важные события, тенденции, которые происходят нынче в Украине, но, по разным причинам, остаются как бы в тени для зарубежного наблюдателя, то что Вы назвали бы?
— Я бы начал, пожалуй, с административной реформы. Прежде всего потому, что она демонстрирует ту цель, к которой стремится в целом вся Украина – современное и эффективное управление. Вот, скажем, было у нас 20 министерств, а стало 16, а из 36 членов кабинета министров осталось 17. При этом следует отметить, что эта реформа позволила сэкономить более миллиарда гривен. Поэтому хочу особо подчеркнуть, что в данном случае действительно происходит реформа административного управления, когда главная цель – добиться, чтобы путь от принятия решения в верхах власти до его претворения в жизнь становился короче, а само управление становилось эффективнее. Страна выбирает более динамичный образ экономической жизни. Поскольку надо ориентироваться на тех, кто создаёт продукт или услугу, наполняет госбюджет. А это, прежде всего, бизнес. Причём при всём нашем уважении к крупному бизнесу, всё большее внимание уделяется поддержке и развитию среднего и малого бизнеса.
Уменьшая количество чиновников, с которыми приходится иметь дело бизнесменам, правительство Украины заодно идёт и по пути снижения налогового бремени. Это нам нужно не только для стимулирования бизнеса, но и для создания прозрачности условий уплаты налогов.
Приведу несколько цифр: ставка налога на прибыль предприятия с 1 апреля по 31 декабря 2012 года равна 23%, а до этого была 25%. С 1 января 2013 года она уменьшится до 19%, а с 2014 года – уже до 16%.
Постепенно снижаются и ставка НДС: с нынешних 20% в 2014 году она опустится до 17%.
Существенное уменьшение «регулирования» бизнеса и облегчение условий его работы приносят результаты.
Так, внутренний валовой продукт в 2011 году вырос на 5,2%, достигнув в пересчёте на душу населения около 7000 долларов. При том, что индекс цен составил 4,6%, то есть налицо положительная динамика.
Средняя зарплата по Украине в декабре 2011 года составила 3054 гривни, или примерно 300 евро (в Киеве – 4168 гривен), при этом за год она увеличилась на 757 гривен (75 евро).
В двух словах (только потому, что в Литве и Украине в октябре этого года будут парламентские выборы) скажу, что у нас проведена реформа избирательного законодательства. Теперь у нас оно полностью соответствует требованиям Венецианской комиссии. К слову, половина парламента у нас будет избираться, как и в Литве, по партийным спискам, а половина - по мажоритарным округам.
Проводится большая работа по декриминализации Криминального кодекса Украины. В декабре прошлого года Верховная Рада приняла закон, направленный на гуманизацию ответственности за правонарушения в экономической сфере. То есть ответственность за нарушения в хозяйственной сфере переносится из плоскости криминальной в административную и финансовую с тем, чтобы нейтрализовать давление правоохранительных органов на бизнес.
Можно было бы ещё упомянуть и о реформе таможенного законодательства. Но, надеюсь, уже понятно, в какую сторону движется Украина, и что изменения затрагивают весь спектр жизни нашего государства. И это всё идёт в динамике тех реформаторских процессов и стандартов, на которые нам предлагает ориентироваться Евросоюз.
Вот здесь я хотел бы особо подчеркнуть, что в данном случае, не Евросоюз ставит нам какие-то условия, а мы стремимся реформировать государство и общество в соответствии с европейскими стандартами. Мы сами стремимся к внедрению всего того хорошего, что наработало европейское сообщество. Иными словами, евроинтеграционный процесс для нас не самоцель, а средство сделать жизнь в нашей стране лучше. И Литва, к слову, на этом пути – один из самых важных наших партнёров - стратегических.
Разумеется, Украина не намерена слепо копировать всё то, что делается в Евросоюзе. Давайте не будем забывать, что у чиновников и у того же бизнеса, например, интересы не всегда совпадают и в Евросоюзе. И если мы думаем о развитии страны и общества, то надо очень продуманно и ответственно подходить к любым решениям и реформам. Поэтому, например, в Литве нас интересует как положительный опыт, так и то, что и по какой причине получилось не так, как хотелось. В этом контексте для нас очень актуален опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства, поскольку этот вопрос в Украине имеет большой общественный резонанс. И литовские друзья нам в этом очень здорово помогают разобраться.
— Соглашение об ассоциации Украины и ЕС, очевидно, как раз и является одним из таких инструментов?
— Да, и поэтому оно очень важно для нас. Надеемся, что уже в ближайшее время это соглашение будет парафировано, а до конца года – подписано. Важной составляющей этого соглашения, является Договор о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.
Мы находимся в таком географическом положении, когда просто судьбой нам «предписано» сотрудничать и с ЕС, и с нашими восточными партнёрами – Россией, или, если угодно, ЕврАзийским или Таможенным союзом. Именно ЕС и Россия – наши главные торговые партнёры, на них приходится большая часть нашей внешней торговли.
Что же касается литовско-украинского торгового сотрудничества, то в 2011 году объём внешней торговли между нашими странами составил 1,21 млрд. долларов, при том, что в самом успешном, докризисном 2008–м он был равен 1,234 млрд. долларов. Импорт из Литвы – 850 млн. долларов (в основном, это продукция Мажейкского нефтеперерабатывающего комплекса), а экспорт в Литву - 360 млн. долларов.
Литовские инвестиции в Украину – 87 млн. долларов, наши в Литву – 4 млн. долларов.
— Не много...
— Да, не много. Вопрос инвестиционного сотрудничества требует внимания, и над ним надо ещё работать. Это важно не только для Литвы и Украины, динамика наших отношений иллюстрирует возможности экономического сотрудничества в Балтийско-Черноморском измерении, которое является очень важным и перспективным для всей Европы.
На заре европейской цивилизации было два самых важных торговых пути – «шёлковый» и «из варяг в греки», то есть – между Балтийским и Чёрным морями. И сейчас наши торгово-экономические отношения демонстрируют успешное продолжение исторических традиций в современных условиях.
Разумеется, мы отмечаем и тот положительный фактор, что Литва, в отличие от стагнирующей «старой» Европы, демонстрирует положительную экономическую динамику. Поэтому мы стремимся ещё эффективнее использовать потенциал активизации нашего сотрудничества.
Это показал и недавний визит в Вильнюс вице-премьера, министра инфраструктуры Б.Колесникова, который встретился с премьером Литвы А.Кубилюсом, министром экономики Р.Жилюсом, министром транспорта Э.Масюлисом. Был обсуждён очень широкий круг вопросов, в частности, работа контрейлерного поезда «Викинг», а также предстоящего чемпионата Европы по футболу. Речь шла и о том, как обеспечить любителей футбола из Литвы более удобными возможностями добираться до городов, где пройдут матчи Евро-2012 (литовские партнёры поделились, к слову, опытом проведения Евробаскета-2011).
Мы продолжаем работать над подготовкой визита в Литву премьер-министра Украины Н.Азарова, хотим провести заседание совета наших правительств. Напомню также, что у нас есть и Совет президентов Литвы и Украины, заседающий ежегодно. В прошлом году, как известно, в Киев приезжала президент Литвы Даля Грибаускайте, а до конца этого года предполагается визит в Вильнюс уже президента Украины Виктора Януковича. Кроме того, нынешней весной ожидается также и визит в Украину министра иностранных дел Литвы А.Ажубалиса.
Помимо визитов на самом высоком уровне, у нас активно развивается сотрудничество на экспертном уровне – ежегодно проводятся заседания Межправительственной комиссии. А ещё у Литвы и Украины есть такие примеры совместной работы, каких нет больше ни у кого. В частности, работает специальная двусторонняя Комиссия по сотрудничеству в сфере европейской интеграции.
Резюмируя всё вышесказанное, можно отметить, что литовско-украинское сотрудничество в прошлом году было очень продуктивным и успешным. В нынешнем, 2012-м, когда мировую и европейскую экономику ожидают новые серьёзные испытания, мы настроены работать ещё энергичнее, чтобы не только сохранить уже достигнутое, но и выйти на новые горизонты сотрудничества.